Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Шамаиль — способ передать красоту ислама

Впервые увидев картину шамаиль в доме у друзей, я подумала: «Вот как следует применять талант художника, если он тебе дан!» Какое тепло, какой свет исходит от этих картин! Один лишь взгляд на них способен вырвать тебя из потока каждодневных мирских дел, напомнить о том, что пора обновить омовение, читать намаз, читать Коран.

 

Желая узнать больше об этом виде изобразительного искусства, я начала искать статьи в Интернете, и выяснилось, что рядом со мной есть люди, владеющие этим ремеслом

Дания Агзямова — одна из таких мастериц. Девушка живет и работает в городе Уфа. Она с радостью ответила на все интересующие меня вопросы.

 

— Дания, что же такое «Шамаиль»?

 

— Шамаиль — это вид мусульманского искусства. С древних времен наши предки изображали аяты из Корана на бумаге или стекле и украшали ими свои дома. В переводе с арабского «шамаиль» означает буквально «качества, достоинства». Первые шамаили — это словесное описание портрета Пророка Мухаммада, его великих качеств, это еще называют «Хилье Шариф». А сама техника росписи по стеклу пришла из Европы в Турцию, а из Турции в нашу страну и называлась «джамалты» — в переводе «под стеклом», краска остается под стеклом и подсвечивается фольгой.

Шамаиль 3

— Где ты обучилась этому искусству?

 

— Этой технике нас обучили в университете города Уфа Республики Башкортостан. Декан художественно-графического факультета — верующий мусульманин, поэтому он благосклонно отнесся к студенткам-мусульманкам (нас было четверо на курсе) и разрешил нам не изображать портреты человека, а заниматься искусством шамаилей, сам был нашим дипломным руководителем. 

И два раза в год, на сессии, когда все наши однокурсники приходили с рулонами бумаги, изрисованных портретами и обнаженными фигурами, мы приходили с большими рамами со стеклом с изображениями мечетей и арабской каллиграфии. 

Преподаватели, конечно, были в восторге от увиденного и без колебания ставили нам пятерки. 

Дипломным проектом у меня был комплект: чайный столик и набор стеклянной посуды, я его декорировала в технике матирования стекла. На них были изображены татарские орнаменты и арабская каллиграфия.

Шамаиль 2

— Ты единственная в республике, кто их рисует? Где можно обучиться рисованию шамаилей?

 

— Это искусство не распространено, поэтому о нем мало кто знает, и, наверное, поэтому, желающих заниматься им совсем немного. 

В республике этим занимаются, скорее всего, только выпускники нашего факультета, которых сам лично научил декан, больше я нигде об этом не слышала. 

Обучиться же этому можно, наверно, только у самих художников этих шамаилей. Их много в Татарстане, а специальных заведений нет.

 

— А где ты черпаешь вдохновение для работы?

 

— До рождения детей я больше времени посвящала творчеству, изучала работы татарских художников. Я была в восторге от увиденных работ в Казани в музее Кул Шариф. 

Приехав домой, тоже пыталась делать картины в татарском стиле. Мои работы покупал один знакомый мусульманский бизнесмен, он украшал ими стены своего дома и рекомендовал своим друзьям.

 

Поездки в Турцию тоже давали много ярких впечатлений. И мне захотелось сделать пару работ в турецком стиле. 

«Османские мотивы» — это яркие узоры с тюльпанами, гвоздиками и национальными орнаментами. 

Последние несколько небольших работ я сделала с турецкими орнаментами и представила на благотворительной ярмарке. Когда делаешь для других, вдохновение сразу приходит, а ради денег пока нет желания делать.

Шамаиль 4

 

— Помимо этого у тебя есть свой бутик в Уфе. Расскажи, пожалуйста, историю его открытия. Он был одним из первых бутиков мусульманской одежды в республике Башкортостан?

— Когда мы с родной сестрой начали одеваться по Исламу, мы поняли, что в городе не хватает хорошей, качественной мусульманской одежды. Моя сестра работала в автосалоне, и ей приходилось долго искать стильные вещи, подходящие к работе в офисе.

 

И тогда мы решились начать свой бизнес, выбрали турецкую одежду, так как она всегда считалась качественной. За товаром я всегда ездила с мужем, начала учить турецкий язык. Мой муж по профессии программист, и он мне сделал сайт и разработал интернет-магазин. Тогда в Уфе было несколько подобных магазинов.

 

Со временем, ко мне на рынке присоединялись другие мусульманские бутики, и теперь у нас целый мусульманский ряд! В этом конечно много блага.

 

Одежду всегда выбираю тщательно, иногда даже примеряю на себе. Стараюсь привозить только то, что одела бы сама. В основном, ориентируюсь на молодежь — студенток и рабтающих девушек, выбираю только то, что сейчас актуально и модно, чтобы мусульманки не выделялись из толпы своей несовременностью и устаревшими моделями. 

У меня выбор небольшой, но есть всего понемногу — платья и юбки в пол, туники различной длины, юбка-брюки и много всяких платков, палантинов, бижутерии и бони.

 

— Как ты успеваешь и детей воспитывать (кстати, сколько их у тебя?), и работать?

 

— Как только я забеременела, я перестала работать и решила больше времени проводить дома. Хожу в магазин только для контроля работы, сама езжу за товаром на оптовые рынки, чтобы ассортимент всегда обновлялся. 

С рождением детей бизнес ушел на второй план, и это превратилось для меня в хобби — мне просто нравится это делать, узнавать модные новинки, общаться с клиентками, заниматься рекламой и дизайном магазина. 

Сейчас у меня двое сыновей: Фатих — три года и Ридван — один годик. Основное время провожу дома, поэтому у меня очень много свободного времени. 

Стараюсь каждую неделю посещать религиозные уроки, иногда обучаю чтению Корана новеньких девчонок, хожу на восточные танцы для поддержания гибкости и хорошего настроения.

Шамаиль 5

 

— Расскажи свою историю, когда и при каких обстоятельствах ты надела платок, сложно ли было?

 

— В духовном поиске я была где-то с 10 класса, но в первый раз попала в мечеть только в 18 лет в Уфе. До этого я ничего не знала о своей религии и об Аллахе. 

После смерти мужа моя родная сестра начала читать переводы Корана, потом мы вместе стали посещать уроки в мечети. 

Появилось много верующих подруг, и началась активная общественная жизнь.

 

Еще со школы я была активисткой, поэтому и в Исламе я нашла применение своим способностям. 

Большим толчком к пробуждению был случай в самолете, когда мы вылетали из Москвы, и один двигатель сгорел при взлете. 

В этот момент я ничего не понимала, но когда мы благополучно приземлились, я поняла, что мне не с чем уходить из этого мира к Аллаху, что у меня много грехов, а я в любой момент могу умереть. После это я серьезно задумалась о жизни после смерти.

 

В Ислам мы пришли вместе с моей сестрой и лучшей подругой с детства. Платок одели в один день — 9 мая — и назвали его «День победы над нафсом». Конечно, долго решались, но одели его тогда, когда уже вера не позволяла выйти на улицу открытой. 

И вот, я в хиджабе более 6 лет, и ни разу не было момента сожаления. Через год после покрытия меня познакомили с мусульманином и я вышла замуж. Муж меня поддерживает во всех моих творческих начинаниях и радуется, когда видит что-то новое.

 

Я поблагодарила Данию за полные и исчерпывающие ответы, и пожелала ей успехов во всех ее светлых начинаниях.

 

Гульнур Янбердина, 
musulmanka.ru