Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Намаз. И пусть весь мир подождет!

Иногда, когда я встаю на молитву, у меня чешется нос. Потом у меня чешется живот, за окном непременно что-то падает, в комнату влетает огромный жужжащий шмель-пропеллер, в детской наступает подозрительная тишина.

Тут же я вспоминаю, что мне надо позвонить сестре, написать коллеге, прочитать рецензию, постирать наволочки. Наконец, я обнаруживаю, что я все еще читаю намаз, и пытаюсь понять, на каком же ракаате мне следует сосредоточиться.

Эта история случается со многими. Умение концентрироваться в намазе не дается человеку от рождения: подразумевается, что мы должны воспитать в себе это качество, взрастить его, натренировать, приложить усилия. И, как у каждой тренировки, здесь должен быть свой план, своя инструкция, а также системность, постоянство и упорство в достижении цели. Так вот моя история.

Всегда быть новичком

В боевых искусствах я как-то встретила один интересный принцип: «Каждое движение учи заново». Для того, чтобы движение было осмысленным, выверенным, точным, мастера ушу каждый раз концентрируются на нем и размышляют о его смысле, истории, траектории. Я подумала: а ведь этот метод удивительно подходит для достижения концентрации в намазе! Несмотря на то, что мы читаем его пять раз в день и, само собой, довели движения до автоматизма, нам совсем не помешает каждый раз размышлять над своими действиями и осознавать, почему и зачем мы произносим то-то и совершаем то-то.

Один из способов достигнуть такого осознания заключается в том, чтобы хорошо понимать смысл произносимых формул. Мы заучиваем суры на арабском языке и иногда забываем так же хорошо заучивать значение каждой строчки, каждого слова в ней. А если мы еще будем уделять внимание и толкованию, и истории ниспослания, то вероятность того, что в намазе нам откроется одно из прекрасных благ этой суры, увеличивается.

Позвольте поделиться еще одним наблюдением: когда мы читаем суру, выученную буквально на днях, мы делаем это медленно и с большими паузами, потому что нам нужно время, чтобы вспомнить все с точностью и убедиться в правильности произношения. Поэтому каждая новая сура или новый аят прибавляют нам шансов достичь в молитве лучшей концентрации.

С годами оставаться «новичком» в этом деле — такова мудрость Аллаха, ведь свежесть восприятия делает нашу жизнь наполненной множеством чудес и открытий. А стремление к знаниям — одно из условий достижения блага в этом мире. «Скажи: «Разве равны друг другу те, которые знают, и те, которые не знают?» («Аз-Зумар», 9).

«Нулевой цикл» для намаза

Во многих руководствах для успешных бизнесменов я встречала советы о том, что к запуску любого проекта необходимо тщательно подготовиться. Иногда этот этап подготовки, называемый «нулевым циклом», длится больше, чем сама активная фаза проекта. Следует собрать информацию, выделить ресурсы, предусмотреть возможные сложности, иметь «запас» на случай внезапного кризиса. Тогда я решила: почему бы не использовать эти советы для своего намаза?

Чтобы «настроиться» на выполнение обязательной молитвы, когда я нахожусь дома или в офисе, мне нужно в первую очередь осознать, что в ближайшие пять, а лучше десять минут я не просто сделаю перерыв в делах — я буду занята совсем другим делом! Другим проектом, если угодно. Ведь намаз за намазом — так я «строю» свое будущее, и этот «проект» — самый долгий и самый важный в этой моей жизни.

В намазе я не буду слышать и видеть то, что происходит вокруг, не буду управлять, решать, планировать, отвечать на звонки и письма. Я отключаю звук телефона, ставлю компьютер на «ждущий режим», все срочные дела и мысли, которые тут же непременно полезут в голову, записываю на бумагу, чтобы не волноваться о том, что они будут забыты, и откладываю в сторону.

Наконец, я выключаю все, что стоит на плите, конвертируется, транслируется или каким-либо другим образом требует моего постоянного участия. Все, я ушла, меня нет, и пусть весь мир подождет!

Активное воображение

Слышали ли вы об «активном воображении»? Это один из способов медитации. Речь идет о том, чтобы вообразить себе некое помещение вне времени и пространства и поместить туда все те мыслеобразы, которые помогают в молитве.

Я, например, представляю себе, как моя «аль-Фатиха» звучит в большом зале красивым мощным голосом настоящего чтеца Корана. Как тысячи мусульман со всего мира слушают ее, и слезы текут по их щекам. Как огромный купол этой неведомой мечети наполняется удивительным пением, и оно разносится во все концы, неся свет и счастье.

И я воображаю себя в этой толпе, которая вторит звукам, которая падает ниц и поднимается. Я не смею прерваться или отвлечься: эта большая светящаяся мечеть — моя «комната», куда я время от времени погружаю свой намаз, если чувствую, что мне сложно «удержать» его на должном уровне концентрации.

Вы же можете «отправиться» в отдаленное горное поселение и поместить себя и свой намаз в одинокой сакле, за окном которой горы упираются в небосвод, когда прозрачный чистый ветер легко приподнимает старинные занавески. Раз-два, вы в поясном поклоне на фоне зеленого ковра гор, три-четыре — и вы уже на вершине, откуда видны поля и степи, склонились в суджуде. Слава Аллаху, Который сотворил этот мир!

Когда враг не дремлет

Известно, что шайтан, видя человека, совершающего намаз, применяет различные «техники», чтобы этот намаз испортить, сбить и запутать мусульманина. Он щекочет наше лицо, задирает коврики, издает звуки, внушает нам посторонние мысли и делает другие мелкие пакости.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда раздается призыв к молитве, шайтан отступает, с шумом испуская ветры, чтобы не слышать этого призыва, а когда призыв завершается, он (снова) подступает. И он отступает во время объявления о начале молитвы (икама), а когда икама завершается, он (снова) подступает, чтобы встать меж человеком и душой его и говорить ему: „Вспомни о том-то и вспомни о том-то“, — о чем тот и не (думал) вспоминать (до молитвы, и шайтан делает это) для того, чтобы человек оставался (в подобном положении), не ведая, сколько (ракаатов) молитвы он совершил» (хадис передали со слов Абу Хурайры Аль-Бухари и Муслим).

Я всегда помню об этом. Ведь именно поэтому перед тем, как мы начинаем читать намаз, мы говорим формулу истиаза: «Прибегаю к защите Аллаха от проклятого шайтана», и искреннего упования на Аллаха и Его защиту достаточно. Но как вор не заходит в дом, в котором нечего взять, и шайтан не приходит туда, где нечем «поживиться». И как же «привлекательна» для него мусульманка, сосредоточенно читающая намаз в своем доме!

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «(Однажды) я задала посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вопрос относительно (взглядов, бросаемых человеком) по сторонам во время молитвы, и он сказал: «Это (не что иное, как) кража шайтана, похищающего (нечто) из молитвы раба (Аллаха)» (хадис передал аль-Бухари).

Вооружившись этими хадисами и понимая, что всякое мое отвлечение от чтения молитвы есть «подарок», сделанный шайтану, я могу более эффективно противостоять его козням. Ведь враг, чьи методы и повадки хорошо известны и предсказуемы, проигрывает.

Специальные условия

Если представить, что мы живем в огромном дворце, думаю, многие бы из нас вполне могли бы пожертвовать небольшой комнатой для того, чтобы устроить в ней специальное место для совершения намаза и чтения Корана. Ведь такое место, которое мы бы содержали в чистоте, украсили по своему усмотрению и наполнили бы книгами по основам религии, сразу «настраивало» бы нас на нужный лад. Так, например, мы ощущаем себя в особом настроении, когда приходим в мечеть.

Но милость и мудрость Всевышнего Аллаха в том, что всю землю Он сделал для нас местом для поклонения. Нам нет необходимости уединяться каждому в отдельном помещении, чтобы читать свои молитвы, хотя мы и могли бы строить для себя подобные комнаты. Как правило, у нас есть своя «переносная система» — коврик для намаза, который помогает сосредоточиться и уберегает от нечистот наше пребывание в земном поклоне.

Для женщины лучшим местом ее молитвы считается дом, где она сокрыта от посторонних глаз. Всевышний Аллах устроил наш женский быт таким образом, чтобы мы могли совершать намаз дома, и сделал это поощряемым для нас. В хадисах передано, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сравнивал дома, где не читают молитву, с могилами, поэтому женщина, находясь в своем доме, имеет возможность украшать его не только своим присутствием, но и поминанием Аллаха.

Аналогично обстоит дело и с одеждой. Специальное платье для чтения намаза или красивый чаршаф — у каждой мусульманки в гардеробе есть подобный комплект. Содержать его в чистоте и использовать всегда, когда встаем на молитву, — удовольствие для мусульманки, как и для любой женщины, которая любит «менять наряды». Подобные приготовления — специального места и наряда — лично мне помогают настроиться на чтение молитвы и сосредоточиться.

Бонусы намаза

Вот намаз закончен, теперь я «свободна» и могу немедленно бежать дальше, — таковы главные стимулы нового времени. Чтобы не вскакивать после намаза сразу, как только голова повернется налево и прозвучат последние слова, иногда тоже требуется усилие. Вспоминается известное «кто понял жизнь, тот больше не спешит». Ведь эти несколько минут после намаза — особенные.

Абу Умама аль-Бахили сообщает: «Посланника Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, спросили, какие дуа принимаются быстрее. Он ответил: «Те, которые вы читаете в полночь и после обязательных (фарз) намазов» («Сунан» Тирмизи).

Интересно, что именно в дуа мы можем «упорядочивать» свою жизнь: ведь так мы, сами того не замечая, расставляем приоритеты и напоминаем, прежде всего, самим себе, о главных своих целях и задачах, о своих первостепенных делах, о том, что для нас важно. Ведь мы не обращаемся к Аллаху «по пустякам», а формулируем свои «запросы» в соответствии с нашими главными потребностями.

А чтобы иметь возможность каждый день совершать пятикратный намаз, обращаться к Аллаху с дуа, читать Коран, держать пост в месяц рамадан, носить хиджаб и от всего этого получать не только пользу, но и удовольствие, мы просим Аллаха о том, чтобы наша вера бесконечно укреплялась и увеличивалась. Амин.

Аиша Умм Адам, 
Musulmanka.ru