Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Женился на второй, знай ее права!

Тема полигамии актуальна сегодня как для её сторонников, так и для противников. Но вместе с этим множество вопросов, связанных с ней, остаётся без ответа. Все знают, что равноправие между жёнами является обязанностью мужа, но в чём именно проявляется равноправие, а в чём – нет, остается загадкой для многих.

Под равноправием в первую очередь подразумевается материальное обеспечение, предоставление жилья и равное распределение ночей.

Равное распределение ночей и дней

Если муж проведет ночь с одной женой, то он обязан провести ночь и с другими женами, независимо от того, болеет она, начались у нее критические дни или нет. Если у мужа нет своего дома, он должен посещать жен в их домах. В книге «Мугни аль-мухтадж»(3/ 334) сказано:

«Достоверно, что мужу запрещается [делать различия между женами,] посещая одних в их домах, а других приглашая к себе».

В наше время этому нюансу мало кто уделяет внимание, особенно те, кто берет жен тайно от родных и общества. Если одну жену он посещает дома, то другую приглашает на съемную квартиру или к себе домой, когда первой нет дома.

Также запрещено, живя в одном доме с женой, звать туда остальных жен, даже если собственником дома является он сам. Остальные жены не обязаны приходить в их дом, и жена, которая на постоянной основе живет в этом доме, имеет право не разрешать приводить в дом другую жену (Мугни аль-Мухтадж, том 3/334).

Также нельзя поселять жен в одном доме без их согласия.

Некоторые ошибочно полагают, что достаточно разделить ночи, а днями можно распоряжаться по своему усмотрению. На самом деле, если ночью муж остается с одной женой, то в предыдущий или последующий день она также имеет право на мужа. Например, если в ночь с понедельника на вторник муж остается с одной женой, то вместе с ночью жене принадлежит и день – или понедельник, или вторник, на усмотрение мужа. Если муж работает днем, он уходит на работу, если остается дома, то должен остаться дома с той, чья очередь наступила. Все должно быть справедливо.

Тут возникает вопрос. Имеет ли право муж посещать днём жену, очередь которой не наступила? По наиболее достоверному мнению в Шафиитском мазхабе, муж имеет право днем посещать жену вне очереди, если есть какая-то нужда. Например, отнести продукты, узнать новости, если пришли гости, переодеться и тому подобное. Однако во время внеочередного посещения ему нельзя иметь близость с женой, а если он имел близость, то время, потраченное на близость, он должен возместить другой жене, но не саму близость. («Ианатат-талибин», 3/676)

Прикасаться к жене в это дневное время, целовать её и тому подобное разрешается.

Ночью не разрешается даже заходить в дом к жене, очередь которой не наступила. Исключением является ситуация, если она сильно заболела и есть опасение, что она умрет, или случился пожар и тому подобное. («Аль-Фикх аль-манхаджи», 4/103)

Если муж взял ещё одну жену, он обязан выделить для новой жены семь ночей подряд, если она девственница, и три ночи подряд, если она не была девственницей.

Разрешается делить поровну между женами от одной до трех ночей. Оставаться с одной женой более трех ночей запрещено, если даже со второй останешься столько же. Это запрещено, даже если они живут в разных городах. Можно так поступить лишь по их согласию, а лучше всего делить по одной ночи.

Для того, кто работает по ночам, а днем бывает дома, действительны такие же правила, с одной лишь разницей – правила ночи применяются к дневному времени.

Что касается материального обеспечения, то Шариат установил необходимый минимум продуктов, одежды и средств гигиены, о котором мы подробно писали ранее в другой статье.

Во всем, что превышает этот минимум, соблюдать равенство необязательно, хотя и желательно.

Если муж отправляется в сафар, то он бросает жребий и едет с той, на кого выпал жребий. Так поступал и Пророк (мир ему и благословение Аллаха).

Одна из жен может подарить другой жене то, что по праву полагается ей. Если одна из жен подарила свои ночи другой жене, то муж обязан обе ночи проводить с той, которой она подарила ночь. Он может сделать это подряд или раздельно. Доказательством этому является хадис, переданный имамами Бухари и Муслим от Аиши (да будет доволен ею Аллах):

«Когда Савда бинт Зум’ат достигла преклонного возраста, она подарила свой день Айше и сказала Посланнику Аллаха (мир ему и благословение): «Поистине, я даю свой день Айше», и Пророк (мир ему и благословение Аллаха) проводил с Айшей ее день и день Савды». (Бухари, 4914, Муслим, 1463)

Исходя из этого хадиса, мы понимаем, что:

во-первых, равноправие – это ответственность;

во-вторых, не всякий может соблюдать равноправие;

в-третьих, многое зависит от того, пойдут жены на уступки, или нет.

Если в чем-то не получается соблюдать справедливость, следует просить прощения у жен.

Несправедливое отношение к женам является грехом. Оно вызывает гнев Всевышнего, и в Судный день муж получит наказание, если жены его не простят.

В хадисе, переданном Абу Даудом сказано, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Если тот, кто имеет двух жён, не будет соблюдать справедливость между ними, в Судный день он воскреснет кривобоким» (Абу Дауд, 2133).