- Главная |
- Вероучение |
- Фикх-исламское право |
- Можно ли держать дома собаку?
Можно ли держать дома собаку?
Если собака для каких-то целей, то есть она приучена сторожить пастбище, скот, посевы, огород или приучена к охоте, то можно заводить собаку в таких целях, и в этом ученые единодушны.
Имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах) пишет:
اتفق الفقهاء على جواز اقتناء الكلاب التي تتخذ للصيد والماشية والزرع
«Ученые-факихи единодушны в том, что дозволено иметь собаку, которая приучена охотиться, охранять пасущийся скот, посевы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Что касается того, чтобы иметь собаку во дворе дома для охраны дома, животных, хозяйства и т.д., то есть два мнения: те, кто не дозволяют и те, кто дозволяют иметь собаку. Об этом имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет:
هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что это запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
А если нет пользы от собаки, то ее держать нельзя, как пишет имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах):
قال الشافعي والأصحاب : لا يجوز اقتناء الكلب الذي لا منفعة فيه
«Сказали имам аш-Шафии и его последователи: «Нельзя иметь собаку, от которой нет пользы» («аль-Маджму» 9 том/221 стр.).
Держать собаку внутри дома
1) Что касается содержания собаки дома без вышеприведенной пользы, мы писали, что это запрещено, а держать собаку внутри дома тем более запретно, потому как собака является наджасом, как утверждает большинство ученых, такие имамы, как: аш-Шафии, Абу Ханифа, Ахмад и их последователи, за исключением имама Малика.
Также вдобавок к этому есть хадис, в котором сказано:
لا تدخل الملائكة بيتا فيه كلب ولا صورة
«Не входят ангелы (ангелы милости) в тот дом, в котором находится собака и присутствует изображение (живых существ)» (имам Муслим).
2) Что касается того, есть ли нужда в охране дома, если двора при этом нет, например, в квартире, то собаку можно держать внутри дома, как сказано в более весом слове, которое привел имам ан-Нававий (да смилуется над ним Аллах):
هَلْ يَجُوز اِقْتِنَاء الْكِلَاب لِحِفْظِ الدُّور وَالدُّرُوب وَنَحْوهَا ؟ فِيهِ وَجْهَانِ : أَحَدهمَا : لا يَجُوز ، لِظَوَاهِر الأَحَادِيث ، فَإِنَّهَا مُصَرِّحَة بِالنَّهْيِ إِلا لِزَرْعٍ أَوْ صَيْد أَوْ مَاشِيَة , وَأَصَحّهمَا : يَجُوز
«Дозволено ли держать собаку, чтобы сторожить дом или скот? Существуют два мнения, одно из них – что запрещено, учитывая прямой контекст хадисов, и эти хадисы явно говорят о запрете держать собаку, кроме как для пастбищ, охоты и пасущегося скота. Есть более весомое мнение – что это дозволено, даже если не по этим трем причинам, а если от собаки есть какая-нибудь польза…» («аль-Маджму» 9 том/221).
Конечно, это дозволено при условии, что внутри дома будет создано отдельное место, изолированное от места пребывания домочадцев, потому как собака является наджасом, а мусульманин обязан отдаляться от нечистоты.
Как только нужда в собаке уходит, запрет держать собаку возвращается, и нужно избавиться от нее.