Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Ориентализм — мост между Востоком и Западом

Но не просто вещи, а те, что выполнены различными западными и европейскими мастерами в восточном, арабском и исламском стилях. 

Кстати о стиле, ориентализм, по мнению искусствоведов, культурологов и востоковедов, означает совершенно особый определенный стиль, благодаря которому черты культуры Восточной цивилизации — быта, искусства и культуры, были перенесены, и, как следствие привнесены в Западную цивилизацию. 

Как это происходило и что означало?

Ответы на эти вопросы находятся таятся в середине девятнадцатого века, вот с него и начнем.

В XIX веке французский император Наполеон Бонапарт совершил множество заграничных походов, во время которых собрал, а после привез во Францию большое количество диковинных и необычайно красивых вещиц.

Среди них были искусно выполненные сосуды с нанесенным на них причудливым растительным и геометрическим орнаментом; ковры, расшитые необыкновенными узорами; одежда, невиданная прежде, — например, такие необычные головные уборы, как тюрбан и чалма; драгоценности, совершенно не похожие на те, что делали французские, английские, да и вообще, какие бы то ни было другие ювелиры и, главное, книги, где переплетения букв были похожи на тонкие, сплетенные самыми именитыми и искусными мастерами своего дела, кружева. Все эти вещи были непривычны и экзотичны для европейского общества ровно настолько же, насколько и интересны.

Интерес к восточному стилю среди жителей Европы был подмечен и европейскими производителями одежды и посуды, а также людьми, чья продукция была не менее востребована — ювелирами и парфюмерами, которые соответственно начали копировать сочетания цветов и фасоны, формы флаконов, добавление древесных ингредиентов для получения пряных ароматов, орнаменты для создания самобытных украшений.

ориентализм 2

Но, как бы ни были удачливы копии и имитации тех времен, все равно — это было лишь копирование, а творчески мыслящим людям, занимающимся оформлением дизайна, помимо формы стало интересно и самое главное — суть, содержание. 

Так художники, ремесленники и искусствоведы начали задаваться вопросами об отличиях орнаментов, о том, почему различаются шрифты написания арабских текстов, для чего делают именно такие головные уборы.

Все эти «почему» и «для чего» повлияли на преобразование поверхностной заинтересованности «внешним» в процесс изучения «внутреннего» — причин и предпосылок для создания тех или иных художественных произведений в определенной технике. 

Арабский Восток, с развивающейся исламской культурой, по прежнему оставался для многих очень далеким и загадочным. Однако он перестал быть отдаленным в плане понимания его культуры, быта и искусства.

Культура Востока раскрылась через ориентализм, как раскрывается бутон цветка — постепенно.

Но то было лишь когда-то давно, а что сейчас? До сих пор ли на Западе сохранилась традиция тенденция обращаться к восточным мотивам, или это уже тенденция?

Ответ на второй вопрос будет утвердительным. Даже сейчас, спустя два века, ориентализм существует среди нас: на показах одежды он проявляется в творчестве такого известного модного дома, как «Гуччи»; в выпуске посуды ориентальная стилистика присутствует в продукции стекольной фабрики «Баккара»; ну, а в парфюмерии о Востоке напоминают ароматы парфюмерного дома Пьера Франсуа Герлена, занимавшегося в двадцатых годах девятнадцатого века исследованием парфюмерного дела арабских стран и передавшего свое дело последователям, разрабатывающим формулы духов в «ориентальном стиле» и по сей день. 

ориентализм 3

Уверена, вы знаете еще множество примеров.

А это значит, что мост, построенный между Востоком и Западом — мост не территориальный, но и не эфемерный, а вполне материально-вещественный, опорой которому служат духовные ценности искусства и культуры.

 

http://musulmanka.ru/