Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

Что мы взяли из Рамадана?

Завершился месяц Рамадан. Но оставил ли он след в нашей жизни? Неужели оставлявший молитву до Рамадана и совершавший её во время снова начнёт оставлять её, поедавший процент – вновь возьмётся за своё дело, любитель увеселений – опять примется за старое?

 

Речь не о том, чтобы люди были такими же активными, как в Рамадан. Нет. Мы хотим сказать: не переставайте делать то благое, что совершали в Рамадан: добровольные посты, ночные молитвы, милостыня и т. д.

 

Мы провожаем благословенный Рамадан с его прекрасными днями и благоухающими ночами. Мы провожаем месяц Корана, месяц богобоязненности, терпения, усердия, милости, прощения, месяц освобождения от огня ада.

 

Что же мы успели собрать из его плодов? Проявилась ли в нас богобоязненность? Окончили ли мы школу Рамадана, получив «свидетельство богобоязненности»? Научились ли мы в этой школе терпению и побуждению друг друга совершать благое и остерегаться плохого? Воспитали ли мы себя в том, чтобы проявлять усердие в различных делах? Боролись ли мы со своим эго и смогли ли его одолеть? Избавились ли мы от плохих привычек? Вопросов можно задать ещё много. Они сами должны возникать в сердце каждого мусульманина, честного с самим собой, который будет спрашивать себя и отвечать откровенно и чётко: что я получил от Рамадана?

 

Рамадан – это духовная школа, остановка для сбора провизии на целый год и энергии на всю жизнь. Когда же человек сможет опомниться, подумать, осознать, если не в этот месяц?

 

Рамадан – это школа изменений, в которой мы меняем свои поступки, поведение, привычки, нрав, ранее противоречивший закону Аллаха. Всевышний Аллах сказал:«Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя» (Сура «Гром», аят 11).

 

 

 

Не ломайте то, что построили

 

Если вы использовали Рамадан, стараясь обрести качества богобоязненных: искренне постились, молились, боролись со страстями, благодарили и восхваляли Аллаха, то просите Аллаха, чтобы Он сохранил приобретённые вами качества до конца жизни.

 

Не будьте подобны тому примеру, который приводится в Коране: «Не уподобляйтесь той женщине, которая распустила свою пряжу после того, как скрепила нити» (Сура «Пчелы», аят 92). Не возвращайтесь к грехам, нечестию, ослушанию, оставлению поклонения и совершения благих дел после Рамадана. Неужели после того как вы почувствовали благодать веры и вкус поклонения, вернётесь к грехам и ослушанию? Плохи те, кто знают Аллаха только в священный месяц.

 

Подобное поведение является признаком непринятия поста, потому что искренний постящийся радуется окончанию поста, восхваляет и благодарит своего Господа за оказанную ему честь и вместе с этим боится, что его пост не будет принят, как, например, бывало с праведными предками, которые следующие полгода после Рамадана плача просили Аллаха принять их пост.

 

Признаком принятия поста является нахождение в себе качеств, которых не было до Рамадана, а также то, что человек обратился к поклонению: «Вот ваш Господь возвестил: Если вы будете благодарны, то Я одарю вас ещё большим» (Сура «Ибрагим», аят 7) – как в духовном, так и в материальном плане. Увеличение касается как веры, так и благих деяний. Если раб будет благодарен своему Господу, то увидит, как Он его одаривает возможностью совершать больше благих дел и умножать поклонение, а также будет отдалять от грехов. Благодарность раба может быть проявлена через оставление грехов.

 

 

Поклонение до конца жизни

 

«Поклоняйся своему Господу до тех пор, пока смерть не придёт к тебе» (Сура «Хиджр», аят 99). Таким должен быть мусульманин: постоянным в поклонении, крепко держащимся шариата, прямо идущим по пути религии. Мусульманин поклоняется Аллаху везде и во все времена. Он знает, что Господь существует не только в Рамадан, но и во все остальные месяцы.

 

После окончания поста Рамадана есть дополнительные посты – шесть дней в месяце Шавваль, пост по понедельникам и четвергам, пост в день Ашура, Арафа и другие дни. После окончания ночных молитв Рамадана есть молитвы в любой другой ночи.

 

Если мусульманин желает обрести возможность общения с Аллахом, сладость любви при поминании Аллаха – пусть остерегается грехов. Не удостаивается возможности выстаивать ночные молитвы тот, кто увязает в грехах.

 

Некто спросил Ибрахима Адхама«Я никак не могу делать ночные молитвы. Подскажи мне какое-нибудь лекарство». Он ответил: “Не совершай грехов днём. Это они тебя сковывают ночью. Воистину, выстаивание ночей в молитве – это одно из великих почестей. Грешник не достоин подобного почёта”».

 

Фудейль ибн Ияд (да смилостивится над ним Аллах) сказал: «Если ты не можешь выстаивать ночи в молитве и поститься днём, то знай – ты скован. Тебя сковали твои грехи».

 

Выстаивание ночей в молитве – это поклонение, которое связывает сердце с Аллахом. Оно придаёт силы в преодолении испытаний бренного мира, для борьбы с эгоизмом. Это время, когда не слышно голосов: глаза людей спят, а тела лежат в постели. Вот почему выстаивание ночей – это критерий искренней решимости, силы воли и особенность великих людей. О таких людях с похвалой отозвался Всевышний Аллах: «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?». Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (Сура «Толпы», аят 9).

 

После того как выплатили закяту-ль-фитр, не забывайте, что есть и обязательная очистительная милостыня – закят.

 

Много просите прощения грехов, особенно после совершения благих поступков, и благодарите Всевышнего за то, что Он дал возможность поститься и выстаивать молитвы. Всевышний Аллах сказал в конце аята про пост: «… Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь. Быть может, вы будете благодарны» (Сура «Корова», аят 185).

 

Благодарность – это не шевеление языком. Она проявляется сердцем, словами, делами и неотступностью в последующем.

 

 

Приняты ли ваши посты и молитвы?

 

Преуспевающие мусульмане в Рамадан проводили дни в посте, а ночи в молитвах, плача и страшась. Во время заката и восхода солнца они прославляли Аллаха, выражали форму единобожия, поминали Аллаха и просили прощения. При любой возможности совершали хорошие поступки. Но и при всём этом сердца их находились в страхе и трепете, так как они не знали, принят ли их пост и хорошие поступки, были ли их поступки искренними, только ради Аллаха?

 

Праведные предки (салафу-салих) больше беспокоились за принятие дел, чем за их совершение. Всевышний Аллах сказал: «Которые раздают милостыню, тогда как их сердца страшатся того, что им суждено вернуться к своему Господу» (Сура «Верующие», аят 60). Таково состояние праведных верующих – они дают милостыню, закят, совершают дела, чтобы приблизиться к Господу, но вместе с тем боятся, что их деяния не будут приняты.

 

Али ибн Абу Талиб сказал: «Больше беспокойтесь за принятие ваших дел, чем за их совершение, разве вы не слышали слова Всевышнего: “Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных”» (Сура «Трапеза», аят 27).

 

Кого из нас беспокоила подобная мысль в эти благословенные дни Рамадана – принятие или отвержение дел? Утруждали ли мы себя просьбами к Аллаху принять наши дела? Праведные предки шесть месяцев просили Аллаха, чтобы Он дал им возможность встретить Рамадан, а потом следующие шесть месяцев просили, чтобы Он принял их дела.

 

 

Признаки принятия совершённых дел

1. Совершение благих поступков как в Рамадане, так и после него, а также постоянство в этом. Это признак довольства Аллаха. Когда Аллах доволен человеком, он направляет его на совершение благого и оставление греха.

2. Открытие сердца для поклонения, ощущение сладости поклонения и веры, а также радость от совершаемого благого поступка. Верующего радуют благие дела и огорчают греховные.

3. Самым большим признаком принятия дел является покаяние в прошлых грехах.

4. Страх о том, что благие дела, совершённые в этот славный месяц, не будут приняты.

5. Ревность за религию и ненависть к проявлению греха. Совершение с энтузиазмом дел для ислама, а также трата сил и средств для призыва к нему.

 

 

Остерегайтесь самолюбия и самообмана. Держитесь покорности и самообладания

 

Остерегайтесь обольщения за свои дела в Рамадан. Не поддавайтесь наущениям души, что вы за месяц стали обладателем многих хороших дел или что ваши грехи простились, как будто вы также чисты как в день своего рождения. Шайтан и ваша душа не перестанут вас вводить в заблуждение, чтобы через это вы незаметно стали совершать грехи.

 

Возможно, вы будете думать, что сделали много всего в Рамадане и возгордитесь, полагая, что вы хороший человек. Это ошибка. Всевышний Аллах сказал: «Не оказывай милости, чтобы получить большее!» (Сура «Завернувшийся», аят 6). Не предъявляйте Аллаху, что сделали то-то и то-то, ведь мы часто забываем о тёмных пятнах своей жизни: «… откроется им от Аллаха то, о чём они даже не предполагали»(Сура «Толпы», аят 47).

 

Не губите свои деяния лицемерием, показухой, самообольщением.

 

Мы восхваляем и благодарим Всевышнего Аллаха за то, что Он дал нам возможность провести Рамадан, просим принять наши посты и молитвы и хорошего исхода наших дел.

 

О Аллах, сделай Рамадан свидетелем за нас, а не против нас. О Аллах, сделай нас из числа освобождённых Тобой в этот месяц от ада. Причисли нас к тем, кто преуспел и у кого принят пост в этот месяц.

 

Пусть Аллах примет наши посты, благие деяния, простит грехи и запишет нас в число праведников. Амин!