Исламский портал
Волгоградской области
Мы в социальных сетях:

25 июня состоятся праздничные мероприятия по случаю ‘Ид Аль-Фитр (Ураза-Байрам)

25 июня состоятся праздничные мероприятия по случаю ‘Ид Аль-Фитр (Ураза-Байрам)

 

Духовное Содружество Мусульман Волгоградской области сообщает, что по данным Совета Улемов праздник ‘Ид аль-Фитр (Ураза-байрам), знаменующий собой окончание священного месяца Рамадан и мусульманского поста, в этом году приходится на 25 июня. В воскресенье в мечети г. Волжский  на о. Зеленый , ул. Спортивная, 22 пройдут праздничные богослужения, они начнутся в 8:00.

 

Обоснование решения Совета Улемов  об окончании Священного месяца Рамадан и мусульманского поста и праздновании ‘Ид аль-Фитр (Ураза-байрам)

Одним из важнейших календарных вопросов для мусульман является точная дата наступления священного для них месяца Рамадан (Рамазан). Трудно не согласиться с утверждением, что разночтения при определении начала лунных месяцев могут стать причиной споров последователей Ислама о времени исполнения обрядовых практик, что вступает в противоречие с религиозным предписанием о сохранении единства и сплоченности. Унификация календаря хиджры, что позволит мусульманам всего мира отмечать религиозные праздники и знаменательные даты в истории Ислама одновременно, − давно назревшая необходимость, поскольку затрагивает важнейшие интересы уммы.

Разговоры об этом шли не один год. О необходимости введения единого календаря хиджры еще в 2009 году заявлял генеральный секретарь Организации Исламская конференция профессор Экмеледдин Ихсаноглу на симпозиуме по унификации календаря хиджры, прошедшем в Тунисе 11 июня.

С 28 по 30 мая 2016 года в Стамбуле состоялась масштабная научная конференция, посвященная унификации календаря хиджры. Инициатором и организатором конференции выступило Управление по делам религии в Турции вместе с Международным астрономическим центром, Европейским Советом по фатвам и исследованиям при участии ряда научных организаций и академий по фикху, комитетов по фатвам.

В конференции приняли участие представители ряда астрономических институтов и организаций, которые выпускают календари во многих странах мира: Исламская организация по наблюдению за молодым месяцем; Календарь Умм аль-Кура; Главное ведомство по вопросам топографической съемки в Египте; Североамериканское исламское объединение (ISNA) и другие.

Участники конференции — богословы, ученые-астрономы, специалисты по исламскому праву, прибывшие для участия из более чем 60 стран мира — согласились с тем, что несоответствия и различия в мусульманских календарях разных стран арабо-мусульманского мира являются довольно серьёзной проблемой, оказывающей негативное влияние не только на взаимоотношения между странами, экономику и общественную сферы их жизнедеятельности, но и являющейся причиной напряженности в религиозной жизни той или страны.

Особое внимание участники уделили влиянию данной проблемы на положение мусульманских меньшинств на Западе, так как её наличие приводит к разобщенности во время поста, праздников и различных религиозных мероприятий, что сказывается как на их единстве и репутации, так и на репутации Ислама в западных обществах.

Кроме того, в ходе конференции подчеркивалось, что современные богословские изыскания, нацеленные на объединение шариатских норм, мусульманского правового наследия и достижений современной науки (в частности астрономии), должны дать окончательные и категоричные ответы на вопросы, касающиеся определения дат религиозных праздников.

Ученые пришли к согласию по поводу важнейших норм и положений, которые должен включать в себя календарь. Исходя из этого, представленные на конференции проекты они объединили в два основных:

1. Единый календарь. Начало каждого лунного месяца будет единым как для Востока, так и Запада.

2. Двойной календарь, в котором мир поделен на две части: Восточную (Азия, Австралия, Африка и Европа) и Западную (Северная и Южная Америки). Согласно этому проекту, начало каждого месяца в Восточной и Западной частях совпадает на 75%.

После рассмотрения всех замечаний и преимуществ каждого из проектов и результатов работы над ними, было проведено голосование, на котором большинство − две трети − голосов присутствующие отдали за первый проект. Ниже представлены некоторые постановления и решения, за которые проголосовали на конференции:

1. Утвердить астрономические подсчеты, определяющие вероятность увидеть восход молодого месяца.

2. Представить данный проект Организации исламского сотрудничества (OИC) для его утверждения.

3. Организовать научные комитеты по наблюдению за фазами месяца, оснащенные современными приборами для наблюдения, определение времени появления нового месяца будет основываться на данных астрономов.

4. Призвать мусульманские меньшинства к единству соблюдения поста, разговения, а также призвать их воспользоваться тем преимуществом, которое они получат от единого календаря, основанного на постановлениях конференции, издание которого запланировано на ближайшее время.

Применение астрономических расчетов на сегодняшний день является средством определения начала месяца, которое мы должны принять, опираясь на «аналогию предпочтительного» (кыяс аль-авля). В том смысле, что Сунна, указывающая нам на применение визуального наблюдения, ни в коей мере не отвергает средства, позволяющие решить данную задачу более совершенным образом, и тем самым избавить умму от серьезных разногласий, связанных с определением дат месяцев и праздников, что приведет нас к заветному единству во всех обрядах и поклонении. И таким средством является астрономический расчет.

Также следует учесть позицию великого ученого-мухаддиса, шейха Ахмада Мухаммада Шакира. Он считал, что начало лунного месяца определяется с помощью астрономических расчетов на основании того, что решение о визуальном наблюдении луны в хадисе Пророка (мир ему и благословение) связано с ясным условием, упомянутым в самих хадисах, а именно неграмотность уммы, не имевшей соответствующих познаний и возможностей в эпоху послания. Однако в наши дни такое условие не имеет места, и, следовательно, основанная на нем норма утратила свою силу, так как наличие и отсутствие нормы напрямую зависит от наличия и отсутствия условия.

Здесь будет уместно привести слова самого шейха, отметившего в своем трактате «Начало арабских месяцев»: «Нет сомнений в том, что до Ислама и в его начальную эпоху арабы не познали астрономические науки должным образом, так как были неграмотны и не умели писать и делать расчеты. Тот же, кто имел представление об этом, обладал знаниями, которые опирались лишь на первоначальные основы и принципы, познанные в ходе собственных наблюдений или понаслышке от других, и не были основаны на математических теориях и категоричных доказательствах. Поэтому Посланник Аллаха (мир ему и благословение) предписал им (современникам — ред.) визуальное наблюдение луны для определения месяцев в поклонении. Этот способ был доступен всем или, по крайней мере, многим из них. И такой способ являлся самым надежным из доступных им средств. Всевышний Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей».

Таким образом, даже если использование астрономических расчетов и остается спорным вопросом, то в данном случае эти разногласия должны решать уполномоченные структуры и авторитетные лидеры мусульман в конкретной стране. Как известно, если в суде рассматривается вопрос, по которому богословы разошлись, судья или муфтий выбирает одно из мнений, и стороны обязаны подчиниться этому решения.

От Абу Хурайры сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все, и совершайте жертвоприношение тогда, когда совершают его все». (ат-Тирмизи 697, Ибн Маджах 1660. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Муфлих, шейх Ахмад Шакир).

Имам ас-Сан’ани сказал: «В этом хадисе содержится доказательство, что пребывание в согласии с людьми – принято в установлении праздника (‘ид), и что отдельный человек, который полагает, что наступил день праздника из-за обнаружения луны, обязан быть в согласии с людьми. Единство людей в отношении праздничной молитвы, завершения поста и жертвоприношения – является обязательным для отдельного человека». (См. «Субулю-Ссалям» 2/72)

На основании этих аргументов становится ясным ошибочность поступков тех, кто постится не со своей страной, поскольку такой поступок будет противоречием велению пророка (мир ему и благословение Аллаха), сказавшего: «Поститесь тогда, когда постятся все, и разговляйтесь тогда, когда разговляются все».

Опираясь на вышеизложенное Управление по делам религии Турецкой Республики и Европейский Совет по фатвам и исследованиям в отношении выявления начала месяца Рамадан и Шаууаль на 1438 г.х. – 2017 г. по Григорианскому календарю определили, что начало Рамадана в 1438 г.х. по воле Всевышнего Аллаха соответствует 27 мая 2017 г.

Новая луна появилась 25.05.2017 г., т.е. 29 Шаабана 1438 г.х. в 19 ч. 44 мин. по Гринвичу или 22 ч. 44 мин. по Московскому и Мекканскому времени. Так как возраст новой луны был маленький, то ее визуальная видимость в республике была невозможна. Визуальная видимость стала возможна в пятницу 30 Шаабана - 26 мая практически в любой точке мира. Поэтому 1-й день Рамадана был объявлен 27 мая 2017 г.

В отношении начала месяца Шаууаль 1438 г.х. – 2017 г. точные астрономические исследования указывают, что новолуние будет 24.06.2017 г., т.е. 29 Рамадана 1438 г.х. в 02 ч. 31 мин. по Гринвичу, что соответствует 05 ч. 31 мин. по Московскому и Мекканскому времени.

Визуальное наблюдение новой луны с Земли будет возможно в Северной и Южной Америке, а также в Западной и Южной Африке. Также можно будет наблюдать новолуние в Центральной Африке с использованием телескопа.

Таким образом, 1-й день Шаууаля 1438 г.х., а значит ‘Ид аль-Фитр (Ураза-байрам) с соизволения Всевышнего Аллаха будет в воскресенье 25 июня 2017 г.

Просим Всевышнего Аллаха, дабы Он принял у каждого верующего его старания и поклонения, совершаемые ради Его довольства, а также, чтобы Он – Всепрощающий, простил упущения и наставил на путь истинный каждого из нас, ибо Он над каждой вещью властен.

 

Муфтий ЦРО ДСМ Волгоградской области          -              Бата Кифах Мохамад (Абдулла-хаджи)